Интернет-магазин Мебель МСК

Фанера - это звучит гордо
Фанера - это звучит гордо

Почти столетие фанера остается передовым материалом для дизайнеров. Стоимость фанеры и богатство покрытий делает ее доступной для творчества.

Для жителей постсоветского пространства фанера ассоциируется с дешевизной и недолговечностью. Про певцов, использующих фонограмму, говорят, что они поют «под фанеру» – это презрительное сравнение ненастоящего голоса с ненастоящим деревом, а не сокращение.

Постсоветское культурное наследие крепко поселило в наши головы, что фанера – это дешево, плохо, некачественно. Думаем, корни этого феномена следует искать в полном отсутствии эстетической ценности предметов, которые изготавливали для рядовых граждан бывшего Союза деревообрабатывающая промышленность. Точнее, в отсутствии красивых вещей повседневного обихода. Обычный человек мог приобрести только типичный фанерный шкаф (других- то не было), а дерево – это для элиты, это по-богатому. Значит, если предмет изготовлен из фанеры – это из-за бедности.

В то же время фанеру используют в строительстве лодок, автомобилей и элементов космических кораблей. Мы забываем, что фанера – передовой материал, результат длительных поисков и разработок. В период появления (это 1920-е годы) она произвела настоящий фурор в дизайнерской среде, а ее стоимость превышала древесину в разы.

Фанера – это спрессованные под действием высоких температур и давления тонкие листы шпона, пропитанные водорастворимыми или спирторастворимыми смолами. Прочность и эластичность повышается за счет конструкции фанерного листа: пропитанные смолой слои шпона укладывают перпендикулярно согласно направлению волокон. Такой лист не меняет форму под нагрузками и в то же время эластичен. По прочности фанера вдвое превышает древесину, но обрабатывается даже легче.

Характеристики фанеры давно полюбились дизайнерам: из них делают мебель сложной конструкции, светильники, ширмы и многое другое. А первопроходцем от фанерного искусства был финский дизайнер Алвар Аалто. Аалто – фанат фанеры. В 1929 году он основал экспериментальную лабораторию для изучения свойств фанеры и ее усовершенствования. В своих поисках Алвар Аалто был одинок – в то время европейский дизайн сходил с ума по предметам из гнутых металлических труб. Но он упорно продолжал свои эксперименты, и вскоре Европа сходила с ума уже по нему.

Кредо Алвара Аалто «Создание простых, добротных, честных вещей, которые находятся в гармонии с человеком и органично входят в его жизнь» актуально сегодня как никогда.

Сопротивляясь глобализации и поглощению искусственной масскультурой, дизайнеры ищут новые формы для экологических недорогих материалов, и создают доступные шедевры.

Созданные из фанеры предметы вдохновляют и поражают своей лаконичностью. Это тот случай, когда сам материал пробуждает фантазию, а простота работы с ним дает возможность творить каждому.




Посетители