Дорога на дачу, строим сами
Дорога на дачу, строим сами

Лето, дача, прекрасное время отпусков и каникул. Но приходит осень, и дачники устремляются в города до следующей весны. Те же, кто имеет капитальный дом на участке и проживает в нём круглогодично, подчас становятся заложниками весенней и осенней распутицы. И до трассы только на тракторе. А если подвезти на участок надо что-то? Как быть? Есть вариант. Построить подъезд самостоятельно. Но какой? И как?

Типы дорог

Дороги бывают асфальтированные, бетонные, брусчатые, они относятся к дорогам с твёрдым покрытием. Грунтовые дороги покрытия не имеют или отсыпаются щебнем. Брусчатка – самая трудоёмкая, потребует работы с помощью камнеобрабатывающего инструмента. Такой способ использовали ещё в древнем Риме, и им до сих пор пользуются. Правда, строили дороги рабы, но это совсем другая история. 

Грунтовая дорога. В сёлах она и так присутствует до дождя. Асфальт – отлично, ровно, но слишком дорого. Хотя, если в кармане есть купюры, почему бы и нет. Если рассматривать дорогу с бетонным покрытием, то по затратам она наиболее демократична. Для начала стоит рассмотреть, как устроена конструкция дорожного полотна.

Как она устроена

Если посмотреть на проезжую часть в поперечном разрезе, то можно обнаружить много интересного. Для начала, видна выборка в грунте, называемая «корытом». Это то, что формирует направление дороги. Далее идёт песок, на него возлагается функция основания. Следующий слой дренажный, он состоит из щебня. Этот слой облегчает движение воды и её отвод. И само покрытие – бетон, залитый с уклоном к краям для предотвращения образования луж. Параллельно дороге с обеих сторон располагаются кюветы. Их работа заключается в приёме стекающей с полотна воды и дальнейшем отводе её в сторону.

Здесь будет рассматриваться строительство подъезда к даче из бетона, как наиболее доступный вариант дороги с твёрдым (и достаточно прочным) покрытием. Такую конструкцию можно построить за приемлемые деньги в течение летнего сезона. Надо сказать, что все дороги имеют практически одинаковую конструкцию, кроме просёлочных. 

Своими руками всегда надёжнее

Начало разбивки будущей «трассы» стоит начать с выхода за ограду. Естественно, выбирается самый прямой и короткий путь до точки, к которой будет примыкать построенная трасса. Тут понадобятся колышки для обозначения направления. Метра три в ширину – вполне достаточно для дороги. Между точкой «А» и точкой « Б» устанавливаются колышки по направлению будущего подъезда. Натягиваются шнурки, по ним будет выполняться выравнивание ландшафта. 

Чем и как производить земляные работы, каждый решает сам. По поводу расценок на бульдозер, экскаватор говорить бессмысленно, в каждом регионе они свои.

Далее необходимо вырыть «корыто» – котлован под дорогу. То есть удалить землю в глубину на всём протяжении разметки. Тут всё зависит от подвижности и заболоченности грунта. Но подъезд к даче, где, собственно, одна-две машины в неделю – это не оживлённая трасса. Достаточно глубины 20–30 сантиметров. 

Профиль утрамбовывается и выстилается изоляционным полотном – геотекстилем. Геотекстиль применяют для предотвращения подтопления дорожного полотна грунтовыми водами. Дальше засыпается песок или отсев крупной фракции и утрамбовывается.

Следующим слоем будет щебень. Рекомендуемая фракция – 20–40 мм. Этот щебень используется при строительстве автомобильных дорог, железнодорожных насыпей. 

Для прочности и пластичности бетона надо укрепить его арматурной сеткой. Можно использовать сетку с диаметром прутков 4 мм и размером ячейки 100х100 мм. 

Доски понадобятся для опалубки, в которую будет заливаться бетон. Устанавливается она по внутренним краям корыта на одном уровне. Внутреннее пространство опалубки разбивается поперечными досками на секции (3х3 м). Вместо досок лучше использовать ДСП. Предварительно ДСП пропитывается битумом. Эти поперечины останутся залитыми и будут выполнять функцию температурных швов. При перепаде температуры, они будут амортизировать. Залитый бетон разравнивается доской–правилом, которая по длине шире дороги. 

Следующая операция состоит из затирания поверхности так называемой «бычьей» тёркой. На этом этапе разглаживается поверхность, заполняются оставшиеся пустоты. Теперь поверхность должна отстояться и схватиться. Для предотвращения появления трещин поверхность надо аккуратно обливать водой. После полного завершения строительства дорожного полотна необходимо прорезать усадочный шов. Он делается по центру во всю длину. Этот шов в дальнейшем будет собирать на себя трещины и перемещения в вертикальной плоскости.

Кюветы вдоль дороги – не менее важный элемент. Вода с поверхности будет стекать в них, не оставляя луж. Они роются на глубину полметра, также надо предусмотреть дальнейший уход воды в сторону. Может понадобиться труба диаметром от 100 мм. Края кюветы надо укрепить. Хорошо для этого подойдёт трава и кустарник. Они создадут надёжный дёрн, предотвращающий осыпание краёв кювета.




Посетители